Авторизация

E-mail:
Пароль:
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Конструктор сайтов православных приходов
http://rubtsovsk-eparhia.ru/

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ !

Царские Часы перед Рождеством Христовым

В эту пятницу, по церковному Уставу, не совершается Божественная Литургия, но читаются особые, торжественные Царские Часы. Часами называются службы, специально установленные для освящения определённых часов, чем-либо знаменательных в истории нашего спасения, в благодарность за происшедшие в них события. Так как спасение наше совершено страданиями Христовыми, то и отдельные моменты этого великого дела были тягчайшими в жизни Спасителя. И чувство благодарности не может не растворяться состраданием Христу и печалью о наших грехах, приведших Его на Крест. Поэтому служба каждого из часов носит и покаянный характер.

  Царские Часы совершаются по чину, не похожему на чин других служб. Они связаны со службой навечерия. Навечерие (сочельник) – богослужение, предваряющее Рождество и Крещение Господне.  Царские Часы совершаются перед этими праздниками, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

 В отличие от вседневных и великопостных часов, Царские Часы восходят к «песненному последованию»,  лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе.

Часы называются Царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь Царю царей. Название «Царские» часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские великие князья и цари. Древние богослужебные Уставы назвали эти часы «великими».

  Царские Часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесённых волхвами новорождённому Христу.

Псалмы имеют глубокий смысл. Например, пятый псалом, которым начинается чтение часов, надписан «О наследствующей». Святые отцы понимают под наследствующей Церковь Божию или человеческую душу, которая должна получить в наследие Царство Небесное. Содержание псалма – утренняя молитва. Поэтому он начинает как первый час, так и Царские Часы вообще.

  Сорок четвертый псалом являет прообраз союза Господа нашего Иисуса Христа и Церкви, а также прообраз Богоматери.

  Псалом шестьдесят шестой на третьем часе носит надписание «в конец». Из-за некоторой неточности древних переводчиков утрачено другое понимание надписания «Победитель». С одной стороны, в нём говорится о Божией помощи Давиду в победе над взбунтовавшимся сыном его Авессаломом, но святые отцы нередко истолковывают это название, как «Победитель смерти», что, конечно, относится к нашему Спасителю.

В восемьдесят шестом псалме звучит торжествующий гимн Сиону (Иерусалиму) как городу Божию, к которому влекутся все народы. Во вдохновенном видении пророк провидит Небесный Иерусалим – Царство Божие, где уже нет порока и вражды, а царят милость, мир и любовь. И после него следует пятидесятый псалом – псалом глубокого покаяния.

  Читаемые псалмы в той или иной мере содержат пророчества о Грядущем родиться Спасителе, о Церкви, о вечном Царстве Христовом. Апостольские чтения ясно говорят о Христе, пришедшем, чтобы победить "имущего державу смерти" и избавить людей от рабства греху и диаволу.  Евангельские зачала повествуют о священных событиях. Эти события не только произошли когда-то в истории, но происходят и сейчас, в Церкви. Церковь соединяет нас с Богом, с вечностью, и мы, в нашу духовную меру, сопереживаем происходящему.

  Все чтения и песнопения часов подчеркивают величие события – явления Бога на земле.  И нас вдохновляет и ободряет пророческое слово: «С нами Бог!»

Господь всегда будет с нами, если мы будем с Ним. Об этом свидетельствует опыт тех святых, чьи слова и пророчества мы читаем и слышим в Священном Писании, в богослужебных текстах и песнопениях. Они призывают нас встречать и прославлять Рождающегося Спасител

Материал взят: http://mbrsm.ru/2019/01/03/carskie-chasy-pered-rozhdestvom-xristovym/

 

 

Православный календарь

                           Икона дня